На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей
дошкольного возраста - явление очень редкое. Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически
правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Могут ли
учреждение, педагог, активно повлиять на развитие речи детей?
Могут! И практика это доказывает.
В педагогических исследованиях, посвящённых проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова и др.)
одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется исследователями сказка (В. А. Сухомлинский, А. Е. Щибицкая, О. С. Ушакова и др.)
Поэтому я решила осуществлять развитие связной речи у воспитанников с помощью сочинения фантастических историй. Для этого разработала и осуществляю систему, в которой использую комплексный подход, интеграцию всех образовательных областей.
Проблема заключается в том, что отсутствует целостный комплексный подход к формированию речевой культуры дошкольников.
Чтобы каждый ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, развитие способностей составления сказочных историй неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя, воспитания звуковой культуры речи.
Я изучила и проанализировала передовой опыт педагогов и психологов по данной теме, методические материалы по способам сочинительства сказок, небылиц. Всё это помогло мне выстроить собственную педагогическую систему образовательного процесса по развитию речевого творчества дошкольников посредством обучения составлению сказок, фантастических историй. Данная система позволила объединить все задачи речевого развития и выстроить поэтапный процесс во всех возрастных группах. Я назвала её «Ступени речевого творчества» и представила в следующей схеме:
Цель: развитие речевого творчества дошкольников посредством создания сказок.
Задачи:
Изучить методическую литературу и эффективный педагогический опыт по развитию речевого творчества с использованием сказочных сюжетов.
Вызвать у детей устойчивый интерес к сочинительству сказок на основе использования авторских дидактических средств и методических приёмов.
Привлечь родителей к активному взаимодействию для развития творческой личности, наладить творческие связи с социокультурными объектами района с целью повышения интереса к детскому речевому творчеству.
Выявить эффективность реализации педагогической системы по развитию речевого творчества детей на итоговом этапе работы.
Я занимаюсь именно этой проблемой, потому что:
- дети обладают мифологическим мышлением.
«Особенность детского миропонимания – его мифологичность, то есть, уподобление сил природы живым существам. Делает это ребёнок с помощью сказки. Сказка, как особая знаковая система, помогает ему интерпретировать, а значит, и подводить под понимание окружающую действительность» И. Э. Куликовская.
- Родители в силу занятости и некомпетентности не уделяют детям достаточно внимания, процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего с электронными гаджетами), редко слышат сказки, рассказанные в семейном кругу.
К тому же, в ФГОС ДО развитие речевое развитие выделено в отдельную область.
«…Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества…»
В своей работе опиралась на следующие принципы:
· Принцип доступности и целостности получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).
· Принцип интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).
· Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
· Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
· Принцип наглядности, обеспечивающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ "СТУПЕНИ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА".
Разработка и организация методов работы и приёмов по развитию связной речи в разных возрастных группах в режимных моментах.
Вторая младшая группа. Первый этап.
На первом этапе работа по развитию словесного творчества была направлена на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Наряду с прослушиванием сказок дети знакомились не только с авторскими и русскими народными сказками, но и с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).
Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять (выразительно читать) короткие стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.
В работу я включала:
- разучивание и обыгрывание потешек, народных сказок согласно перспективному планированию;
- обучение пересказу сказок с опорой на иллюстрации, при составлении коллажей по самым простым сказкам.
- дидактические, настольно – печатные игры «Назови сказку”, «Найди героев одной сказки».
Средняя группа. Второй этап.
На этом этапе вся работа направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка)
Детская деятельность на втором этапе состоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и обучении использованию этих средств в собственном творчестве.
Проводился подробный анализ сказочных повествований. Дети учились глубже воспринимать традиционные способы построения сказки и организации сюжета в ней, закрепляли умения составлять описательные рассказы о животных, формировали представления о предметах и явлениях природы.
Также я рассказывала детям о способах элементарного построения повествования (цепного или лучевого), о структуре появления персонажей “от большого – к малому” или “от малого – к большому”.
Развивая навыки символического проигрывания сюжета, следила за тем, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально. При этом обращала внимание детей на образный язык сказок, присказки, зачины и концовки, приёмы повторности, троекратности, их схожесть в сказках.
Привлекала к постановке спектаклей по сюжетам знакомых сказок; использовала обучение приёмам зарисовки (“Назови сказку”, “Приведи пример из сказки”);
Дидактические игры: сравнивание различных сюжетов сказок (“Сравни сказки”), «сказочных даров» и «волшебных средств» (“Чудесные помощники”);
Дидактические приёмы: придумывание новых названий к знакомым сказкам,
сочинение продолжения к известным сказочным историям (“А что потом?”).
Старшая группа. Третий этап.
На третьем этапе происходит формирование умений создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.
Третий этап работы включал применение различных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников.
Работа начиналась с использования наиболее легкого приёма “придумывание продолжения или завершения рассказа”. Вначале детям давала образец, который содержал завязку рассказа, и затем определялись пути развития сюжета. Также на этом этапе использовала разнообразные упражнения по закреплению составления различных типов предложений: по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, из которых нужно было составить связный рассказ. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций "Кто интереснее придумает?".
Достаточно часто использовала приём по составлению коротких сюжетов, в основном познавательного характера с элементами сказочного вымысла. Для этого приёма использовала наглядные опоры:
- развивающую стену с прикреплёнными на ней животными, сказочными героями на фоне леса, водоёма, хозяйского подворья.
- альбомы с картинами по развитию речи;
- макеты «Древний мир», «Степь», «Казачья усадьба», «Улица».
Затем задание усложняла: без опоры на наглядность придумывать новые звенья в сюжете.
Использовала приёмы составления сказок, предложенные Джанни Родари:
сказки «наизнанку», «салат» из сказок, сказка – «калька» и другие.
Проводила составление с детьми коллективных и индивидуальных сказок и рисование иллюстраций к ним,
создавала книжки – самоделки по составленным сказкам для их повторного прочтения и пересказывания.
Обучала придумыванию истории с заданными героями, комбинируя ситуации из различных сказок с помощью авторских дидактических пособий.
Продолжала учить детей придумывать сказки, используя моделирование; обучала дошкольников «прятать» знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Предлагала разные по размеру фигуры (принцип подбора героев - от малого к большому) и количество фигур в зависимости от героев сказки (много вариантов придумали воспитанники с цифрой 7)
Подготовительная группа.
На последнем этапе предполагается самостоятельное индивидуальное творчество по сочинению сказок без наглядной опоры, используя багаж накопленного опыта. Самостоятельное составление детьми сказок и фантастических историй с развитым сюжетом; композициями, которые отличаются оригинальностью. Некоторые сказки, составленные ребятами самостоятельно, я разместила в разделе "Копилка детских сказок".
Анализ составленных детьми сказок показал, что после проведённой работы была выявлена положительная динамика развития фантазии, словесного творчества. Дети познакомились с разнообразными методами сочинения сказок, научились использовать все необходимые элементы в своих композициях, что в значительной степени повысило их уровень словесного творчества. В представленных сказках соблюдена логика развития сюжета, заметно правильное употребление речевых форм. Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения.
Я провела мониторинг по выявлению уровня развития связной речи у воспитанников.
Результаты показали, что 50 % моих воспитанников владеют высоким уровнем развития связной речи
в диаграмме представлен результат диагностики на начало и конец обучения в подготовительной группе. Диагностику прошли 24 воспитанника.
Результаты проделанной работы - достижения воспитанников, мониторинг речевого развития, позволили мне сделать выводы:
Сочинение сказочных историй является для дошкольников источником возникновения творческого речевого самовыражения.
Формирование у детей способности к придумыванию сказок и их рассказыванию играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, её словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления в целом.
Работа по сочинению сказок проходит в тесном контакте с родителями. Привлекаю к организации РППС группы, к участию в драматизациях сказок, оформлению декораций к сказкам, устраиваю выставки совместного творчества родителей и детей по народным и собственным сказкам, предлагаю мастерить «книжки» с детскими сказками и красочно оформлять, чтобы неоднократно возвращаться к их чтению. Организовала клуб любителей сказок для детей и родителей. Итогом совместного речевого творчества стала «Книга сказок».
Поддерживаю связь с социокультурными объектами посёлка и районного центра. Организовываю экскурсии в библиотеки. Сотрудничаю с центральным домом творчества детей и молодёжи - ежегодно весной предоставляю на выставки детского творчества поделки по сказкам, выполненные мною с ребятами в процессе реализации проектов. В районном доме культуры неоднократно участвовала с детьми в выставках поделок и рисунков по детским сказкам. Сотрудничаю с районной газетой «Читай – теленеделя» (рубрики "Семейное воспитание", "Домашний сказочник"), учителями начальной школы.
Речевое развитие помогает детям успешно адаптироваться в социуме.
Воспитанники моей группы приняли участие в муниципальном конкурсе «Маленький мистер и маленькая мисс».
Уверенное декламирование ими стихов со сцены, театральное мастерство помогли завоевать призовые места.
Применение в собственной практике методов составления фантастических историй, которые предложил итальянский писатель Джанни Родари
Я применяю в своей работе методы придумывания фантастических историй, которые представил известный писатель Джанни Родари. Он предлагает «игрушки из слов» – невероятные истории, построенные по определенным законам сказочного жанра. Основная идея книги «Грамматика фантазии» определяет универсальность методов, которые в ней описаны. Она сформулирована на основе мысли Л. С. Выготского :
«...воображение не есть привилегия
немногих выдающихся индивидов, им наделены все».
Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово.
Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж.Родари назвал этот метод – камень в пруду… Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:
- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);
- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).
Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее
сочинение истории по набору слов может осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.
Возможно большое количество вариантов, модификаций, которые придумывают сами дети и разрабатывают педагоги в совместной деятельности с детьми:
- СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ЗАДАННОМУ НАБОРУ СЛОВ. Задания такого рода, с одной стороны, стимулируют развитие воображения детей за счет необходимости композиционного объединения разнородного материала, а с другой стороны, обеспечивают оптимальные условия для сопоставления характеристик воображения, регламентируя направления творческого поиска.
- СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРОЕВ И СЮЖЕТОВ ДРУГИХ СКАЗОК. При выполнении
такого задания детям приходится учитывать в своем воображении особенности характеров персонажей и их поступков, выстраивать новые сюжетные линии и комбинировать события, изначально не связанные
между собой.
- СОСТАВЛЕНИЕ ЕДИНОГО РАССКАЗА ПО РАЗЛИЧНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ. При подготовке этого задания производится достаточно произвольное объединение различных вырезных картинок. Основная задача обучающихся
состоит в установлении причинно-следственных отношений изображаемых событий, необходимых для включения их в один воображаемый сюжет.
Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.
На основе методов фантазирования, предложенных Дж. Родари, я применяю в работе разнообразные способы сочинения сказок как в фронтальной работе, на занятиях по развитию речи, так и в подгрупповой работе, работе в парах.
Перспективно - тематические планирования, составленные мною.
Область "Речевое развитие".
Мониторинг уровня речевого развития
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
по развитию творческих способностей
"Как Садко к Ильмень - озеру ходил"
(по мотивам старинной новгородской былины и оперы Римского - Корсакова «Садко»).
Комплексное занятие в старшей группе.
. Создание «Горы самоцветов»
моделирование финала к сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Развитие речевого творчества на основе проведения анализа и синтеза.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме "Составление описательного рассказа в процессе знакомства с насекомыми"
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию.
Обучение приёму составления сказочного сюжета с помощью авторского наглядного пособия «Сказочная карусель».
Тема: «Сказка для Лунтика»
Цель: формирование навыков составления сказочного сюжета на основе изображений героев и предметов из знакомых сказок.
В своей работе я использую инновационные педагогические технологии. Особенно меня привлекает метод проектирования.
Осуществляя проекты, я обязательно включаю задачи по развитию речи и большое внимание уделяю развитию следующих навыков:
- пересказывания фрагментов сказок, познавательных рассказов;
- драматизации сказок;
- составления рассказов, сочинения сказок.
Представляю Вашему вниманию ряд проектов, в процессе осуществления которых я развивала речь своих воспитанников.
Проект
"Котик - коток"
для среднего дошкольного возраста
(на фотографиях запечатлены конкурсные задания итогового мероприятия по проекту)
Задачи проекта:
- Расширять знания об особенностях внешнего вида, о повадках, образе жизни домашних и диких кошек.
- Обогащать словарный запас детей о животных.
- Продолжить обучение составлению рассказа (из жизненного опыта).
- Закреплять умения выражать свои знания в продуктивной деятельности (лепка из пластилина, рисование).
- Воспитывать ответственное и заботливое отношение к домашним животным.
В результате осуществления проекта я составила альбом детских рассказов про котов
"МОЙ ДОМАШНИЙ ПИТОМЕЦ"
Рассказы составлялись дома с родителями по плану, рассказывались в группе в форме сообщения.
Предлагаю несколько рассказов из альбома.
Моего кота зовут Барсик. Он живёт во дворе. У него большие жёлтые глаза и длинные белые усы. У Барсика белая грудка и белые лапки. Спина серая. Хвост тоже серый. И пушистый. Барсик умеет ловить мышей. В сарае у нас есть мыши. Один раз его я видел с мышкой. Барсик умеет быстро залазить на дерево. Там он точит когти. Я люблю играть с Барсиком.
Ярослав, 5,4г.
Это моя кошка Муся. Она живёт с нами. У Муськи зелёные глаза. Грудка белая. Ещё она разноцветная. Она любит коробки. Просто в них сидит, как в домике. Мама её кормит кормом. В баночках покупает. Муська не любит купаться. Она лижет шерсть и лапки.
Егор, 5,3г
Проект «Волшебная меленка»
В рамках проекта составлена коллективная сказка "Как листовичок Шуршик зёрнышки добывал и к мельнице ходил муку молоть" (см. текст в рубрике "Копилка детских сказок")
Совместно с музыкальным руководителем мы с воспитанниками подготовили музыкальную сказку "Дорога на мельницу" по одноимённой сказке В. Степанова.
Познавательное занятие "Встреча с мельником"
Цель: расширение и обобщение знаний о выращивании хлеба и этапах его производства.
Задачи:
познакомить с профессией мельника;
расширить знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях.
Проект "Знакомство с насекомыми"
для среднего дошкольного возраста
Задачи проекта:
В рамках осуществления проекта я обучала детей составлять описательный рассказ насекомого.
Цель: развитие связной речи детей, формирование звуковой культуры речи.
Задачи:
- Учить описывать живой объект по образцу воспитателя и по наводящим вопросам.
- Помогать грамматически правильно согласовывать слова в предложении, использовать предлоги.
- Совершенствовать умение составлять простейший вид сложносочинённого предложения.
Примерные вопросы, задаваемые ребёнку в индивидуальной беседе при составлении рассказа.
- Кого ты видишь на рисунке?
- Какого цвета крылышки?
- Где ещё ты видел это насекомое?
-Что интересного ты ещё про него знаешь?
-А каких насекомых ты ещё знаешь?
Работа по составлению рассказов проводилась после проведения заключительного мероприятия по знакомству с насекомыми, во время прогулки, в индивидуальной форме. Текст записан со слов детей, без изменений. Предлагаю познакомиться со страничками альбома, в котором записаны рассказы.
Подобрала рассказы высокого и низкого уровней.
Рефлексия.
В рассказах проявляется своеобразие личности каждого ребёнка, отражается багаж знаний, полученных в процессе осуществления проекта «Знакомство с насекомыми».
Дети получили опыт составления рассказа по картинке.
В процессе рассказывания составляли сложные предложения, правильно использовали прилагательные, согласовывали слова в роде, числе и падеже.
Эмоциональное описание, жестикулирование во время рассказа говорит о заинтересованности детей и проявлению интереса к данной теме.
Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Вывод: продолжить работу по накоплению опыта детей составлению описательного рассказа.
Спустя год после проведения проекта моя воспитанница сочинила стихотворение про бабочку:
Бабочка порхает от цветка к цветку,
Деткам собирает сладкую пыльцу.
Полетит к своим деткам,
принесёт пыльцу – конфетку.
Проект по творчеству Виталия Бианки для старшего дошкольного возраста
Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий
Оформление РППС в группе
"Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной". ( ФГОС ).
В моей группе имеется довольно разнообразная коллекция дидактических игр, способствующих развитию речевой и познавательной активности, обогащению словарного запаса и формированию правильного звуко- и словопроизношеня.
Эти игры помогают в индивидуальной работе по развитию речи с малоактивными детьми
Пальчиковый театр даёт волю фантазии в увлекательной игре
Для того, чтобы дети быстрее запомнили алфавит, в уголке для чтения перед ребёнком находится азбука
Со средней группы в уголке для чтения выставляются мини – книжки на изучаемый звук
На развивающей стене в старшей группе я поместила паровозик, который «везёт» вагончики со сказочными героями или животными. По мере знакомства с буквой я помещаю её на соответствующую картинку таким образом, что дети могут смотреть одновременно и букву, и картинку. Это своеобразный игровой момент.
В работе по развитию речи помогают фотоальбом группы и портфолио воспитанников
В игровой комнате висит плакат «Слогообразование"
После знакомства с буквой дети заполняют страничку в альбоме «Буквы в картинках».
Развивающая стена в средней группе - лес с "листович-ками" - вымышлен-ными героями, которые становятся участниками коллективных сказок в течение года. Также стена дополняется картинками с лесными животными, скотным двором и домашними животными. Предлагаю детям картинки героев из знакомых сказок, которые закрепляю на двойном скотче на стене для составления сказок в индивидуальной работе во второй половине дня.
Непринуждённое общение при рассматривании фотографий развивает способность составлять короткие рассказы по воспоминаниям, помогает разнообразить диалогическую речь между общающимися детьми.
В свободном доступе - игры "Подбери букву", "Говорящая азбука"
В подготовительной к школе группе на стене размещаю буквенные домики, остальное пространство заполняю героями сказок, дикими животными для стимулирования фантазии в составлении сказочных сюжетов.
В рамках проведения года литературы в детском саду я разработала и провела ряд мероприятий по знакомству с творчеством детских писателей и поэтов.
Итоговое мероприятие по знакомству с творчеством С. Я. Маршака в старшей и подготовительной группах.
Мероприятие - викторина с драматизацией отрывков из сказок по произведениям
А. С. Пушкина для старшего дошкольного возраста
Итоговое мероприятие по знакомству с творчеством Сергея Есенина
Викторина для старшего дошкольного возраста по произведениям К. И. Чуковского
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com