Пособия по развитию речи помогают воспитателю увлечь ребёнка в процессы формирования звукопроизношения, связной речи, расширения словарного запаса.

Download
Теория
Документ Microsoft Word (4).pdf
Adobe Acrobat Document 147.6 KB

 

 

Игровые приёмы развития воображения в процессе сочинения сказок

 

 К сожалению, в современных Программах мало внимания  уделяется игровым приёмам обучения составлению сказок. Я столкнулась в работе с тем, что дети проявляют слабый  интерес к обычным занятиям по словесному творчеству. Поэтому я придумала игровые пособия для сочинения сказочных историй.  Они помогли мне увлечь воспитанников в один из сложных  процессов – составление речевых конструкций, а затем и сказочных историй, которые с каждым возрастным периодом были более осмысленные, красочнее и  представляли собой к концу дошкольного детства самостоятельные сказки. 


Предлагаю Вашему вниманию игровое пособие по моделированию сказок     «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Дети назвали его "Сказочная карусель".  Это пособие использовала на втором этапе обучения составлению сказки (фантастической истории).

Диски из фанеры  - «поля», на которых в секторах прикреплены цветные картинки.

На верхнем (первом) диске - картинки главного героя  будущей сказки;  на втором -  предметов, которые надо включить в сказку;  на третьем -  волшебных предметов, с помощью которых будет разворачиваться сюжет; на четвёртом (нижнем) –  мест, где происходит событие сказки. Дети, вращая диск, выбирают понравившуюся картинку и с ней развивают сюжет. 

 

Количество секторов на диске зависит от возраста детей. В средней группе – 4 сектора (соответственно, для выбора ребёнку предоставляется 4 картинки). В старшей группе – 6 секторов. 

 

 

Увеличивая количество дисков, я способствую составлению более расширенного сюжета.

 

Для развития воображения предлагаю использовать при работе с пособием карты Проппа. 

 

 


В силу того, что у дошкольников опыт развития сочинительства основан на наглядно – действенном и наглядно – образном мышлении, я решила разнообразить  процесс  обучения составлению сказок наглядными средствами

 

Сказочное  "Поле" - лист картона, разделён на три части, которые обозначают начало, середину и конец сказочного сюжета. На нём дети размещают предложенные для составления сказки картинки. Задача - сочинить сказку, используя всех предложенных героев, разложить картинки во все поля карты.

 

  На данной картинке предоставлены рисунки для сочинения истории про героев на букву "В".

На занятиях по закреплению образа буквы и в режимных моментах я использую "поле" -  карту и подборки картинок, начинающиеся на различные буквы.

  

Пример сказки, составленной ребятами по  картинкам, представленным слева.

"Сказка про любопытных вишенок"

Жили - были на вишне вишенки - сестрички. Они любили смотреть на всех, кто проходил мимо их дерева. И всё время болтали, и дразнили всех. Пробегал мимо волчонок. Они его дразнили : "Волк - зубами щёлк!", или "Волчище - серый бочище". Один раз прилетела ворона. А на шее у неё были бусы. Начали вишенки- сестрички дразнить её: "Ворона - хвастунишка, нарядилась в бусы!". Не понравилось это вороне.  Она подлетела и говорит: "Я сейчас вас съем!", и чуть не склевала вишенок - болтушек.  Но тут прибежал волчонок и прогнал ворону. Вишенки сказали волчонку  "спасибо", и больше никого не дразнили. Они стали хорошими и послушными.

 

Работа в паре. Составление сказки по заданным картинкам на "Сказочном поле".
Работа в паре. Составление сказки по заданным картинкам на "Сказочном поле".

Один из способов, которые я применяю при составлении сказочных сюжетов - сочинение по наглядной опоре с помощью движущихся героев.

  Я предлагаю детям «наглядную опору» - картину с пейзажем и объектами  будущей сказки и вырезную картинку главного героя.  Начинаю рассказ, задаю сюжет и предлагаю придумать продолжение самостоятельно. Перемещая героя по картине, дети составляют историю. 

Развивающая стена. Панно "ЛЕС" со сказочными героями - листовичками
Развивающая стена. Панно "ЛЕС" со сказочными героями - листовичками

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент панно на развивающей стене со съёмными картинками героев сказок.

 Дети могут перемещать картинки, составляя новые сюжеты со знакомыми героями.

Картина "Крайний север" из альбома В. В. Гербовой
Картина "Крайний север" из альбома В. В. Гербовой

 

  Развивающая стена в игровой комнате группы служит наглядной опорой и используется для составления сказок. Заполняется  в зависимости от возраста, обновляется по сезонам года и дополнительно съёмными картинками (крепятся на двойной скотч) для составления сказочных  историй. 

Вот один из примеров использования развивающей стены для составления коллективной сказки.

По программе «Радуга» на развивающей стене в средней группе расположено панно «Лес и лесное подземелье». Осенью я «поселяю» на деревьях «листовичков» и рассказываю сказки об их приключениях. В зимний период сказочные жители леса – листовички опускаются в зимний домик, расположенный в корнях деревьев. В течение учебного года дети сами задают вопросы  о любимых героях,   просят рассказать «ещё чего-нибудь», я предлагаю им сочинить истории самостоятельно.

Так, ребятами была составлена сказка про листовичка Шуршика в рамках проекта «Волшебная меленка»

Также в качестве наглядной опоры для составления сказок  использую картины по развитию речи.

 Для поэтапного составления   истории про мишку по кличке Полюс  я использовала цветную  картинку небольшого размера  главного героя – символа сочинской  олимпиады и цветную иллюстрацию «На крайнем севере» из альбома по развитию речи В. В. Гербовой.

Перемещая картинку с медведем по картине с изображением крайнего севера, с помощью наводящих вопросов дети составляли простые предложения, которые записывались мною.  Таким образом была составлена сказка.

 

Сказка о медвежонке Полюс  опубликована на страницах районной газеты «Читайка» в рамках конкурса "Сказки об Олимпийских талисманах".

 


Пособия для обучения  звукобуквенному анализу, чтению, составлению рифм.  

Разрезная азбука.

Я сшила основу с карманами из плащевой ткани.  Размер кармашка

5 см.  на 7 см. Распечатала буквы и картинки слов, которые будут выкладывать дети. 

Сначала в первый карман вставляется картинка, затем ребята выкладывают слово.

Варианты:

- вставить пропущенную букву;

- выполнить звуковой анализ, выложить звуковую схему слова.

Игровое пособие "Подбери рифму".

На двух свободно вращающихся дисках разного диаметра

прикреплены картинки рифмующихся слов.

задача ребёнка - вращая диски, подобрать рифмующиеся картинки.

в начале обучения предлагаю облегчённые варианты: лук - жук, рак - мак, коса - коза, весы - часы. Далее можно усложнить:  корона - ворона, мышка - книжка, и т. п..  

 

 

 

 

 

Игровое пособие "Найди маму детёнышу" для самых маленьких.