Знания и навыки, которые должен освоить будущий первоклассник


РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ  С  ДОШКОЛЬНИКАМИ  В  СЕМЕЙНОМ  КРУГУ

ОБЪЁМ  ЗНАНИЙ  ДЛЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕй  ГРУППЫ


Развитие речи в игре.

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

 

 

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом

вот несколько вариантов игр.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако…)
С детьми старше 5 лет усложните задание – ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет: 
Пример: Иллюстрация к стихотворению А. Барто “Наша Таня”. Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет. 
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто “Наша Таня”. Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Авторская публикация

 

Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания

        Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания.

 Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.

        Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.        Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2.        Сказки для гиперактивных детей.

3.        Сказки для агрессивных детей.

4.        Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями.

5.        Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений.

6.        Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Например:                                                                  

·              «Кот, Петух и Лиса» – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно                                объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха?).

·              «Заяц-хвастун» – сказка подходит для детей, которые любят приукрашивать события, приврать по пустякам.

·              «Приключения Незнайки»  - сказка подходит для прочтения шаловливому или легкомысленному ребенку.                                              ·              «О рыбаке и рыбке» – сказка для жадных или эгоистичных детей.

·              «О трусливом зайце» – сказку следует рассказать пугливому ребенку.

Как составить правильную сказку?

·              Лучше всего сочинять сказку с ребенком перед дневным или ночным сном. Важно, чтобы прошло немного времени после случившегося происшествия. Ребенок должен успокоиться и тогда он сможет посмотреть на ситуацию со стороны.

·              В сказке должен быть главный герой и ваш ребенок должен ассоциировать себя с ним. Лучше не использовать в сказках уже имеющихся героев (крокодил Гена, Красная шапочка), а придумать новых персонажей. Например, вы рассказываете ребенку сказку, в которой крокодил Гена - пример для подражания, а в детском саду воспитатель скажет про него что-то негативное. Вся ваша работа может быть разрушена.

·              Начинать сказку нужно со слов “в некотором царстве…” В этом случае ребенок сам сможет определиться насколько близко он будет принимать сказочную историю. Следует создать для ребенка тот мир, в котором ему будет интересно и комфортно. Не следует ограничивать его фантазию.

·              Следует описать жизнь сказочного героя в сказочной стране так, чтобы ребенок уловил схожесть со своей жизнью.

·              Герой должен столкнуться с проблемой, похожей на реальную проблему ребенка. Например, боязнь темноты или нежелание ходить на горшок. Сказочный герой должен испытать те чувства и эмоции, которые мучили ребенка.

·              Появляется много способов и возможностей выбраться из данной ситуации. Герой ищет выход из сложившейся ситуации, а вместе с ним и ребенок.

 

 

 

 

Попробуйте сочинить сказку для решения проблем Вашего ребёнка.  Желаю удачи в воспитании!!!


О чем можно поговорить с ребенком на прогулке

Прогулки на свежем воздухе в весенний период становятся более длительными. Как с пользой провести время? Чтобы расширить кругозор ребенка, обращайте его внимание на изменения в природе.

На деревьях и кустарниках еще нет листьев, но по особенностям ствола, расположению веток, особенностям почек можно различить некоторые виды древесных пород. Легче всего различить березу: белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев. У клена каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга. Подведите ребенка к кусту шиповника. Найдите на нем оставшиеся с осени плоды. Обсудите, чем отличается куст от дерева. У дерева только один  стебель – ствол, растущий вертикально вверх, от которого отходят ветви. Кустарник не имеет ствола, у него стебли ветвятся от земли.

Если есть возможность погулять среди хвойных деревьев, не упустите её! Фитонциды губительно влияют на болезнетворных микробов, воздух рядом с елями и соснами особенно чист.

Сравните хвоинки по длине. Обратите внимание, какие шишки у сосны, а какие – у ели.

Понаблюдайте за солнцем на небе. Если вы на прогулке в одно и то же время, замеряйте длину тени в течение недели (от дерева, забора и др.). убедитесь, что тень  становится короче. Сделайте вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается всё выше.

Наблюдая за поведением птиц, побуждайте к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в их жизни: звонкая песенка синиц, громкое чириканье воробьёв. А вороны уже в гнездах – яйца насиживают.

Расскажите детям, что первыми из перелётных  птиц появляются в наших краях грачи (потому что они всеядные, могут добыть корм, где угодно). Заучите пословицы: «Грач на горе- весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай». Скоро прилетят скворцы. Если есть возможность, покажите детям скворечник. Объясните, почему человек помогает птицам. Расскажите о пользе птиц. Заучите с детьми потешку про ласточку:

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну – красну!

Ласточки прилетят в наши края позже, в апреле-мае, когда мы уже по-настоящему насладимся ароматами и звуками весны.

Загадайте детям загадки, научите различать птиц на цветных иллюстрациях.

Черный жилет, красный берет.

Нос как топор, хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.                           ( дятел )

На дереве сидит, во все стороны глядит.

Кто куда идет- Каррр-р  - кричит.                ( ворона)

Всех приметных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскач.

А зовется птица -…                                        (грач).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.                                             (воробей)

Как снег бела, как сажа черна,

Не поёт, а стрекочет.                                       (сорока)

Автор материала: Бондаренко Светлана Васильевна

 Авторская публикация

 

Научите ребёнка cоставлять  рассказ по игрушке в 3 года. 

В детском саду на занятиях по развитию речи воспитатели учат ребёнка составлять рассказы-описания  по игрушкам. Как показывает практика, подобных занятий в саду не достаточно.

Что можно сделать в домашних условиях для того, чтобы научить ребёнка составить связный рассказ по игрушке? Как сделать это ненавязчиво, в игре? Предлагаю  несколько  советов.

 Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, используйте новые игрушки.  Можно чем-либо  обновить  знакомые игрушки (кукла в новой одежде), машинка с новым пассажиром (шофёром). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Сначала взрослый, рассматривая игрушку, выполняет последовательное связное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения к ней. Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Не забывайте украсить свой рассказ положительными эмоциями. Ваша речь не должна быть монотонной. Итак, подойдите к ребёнку, попросите его любимую (новую) игрушку и начните свой рассказ. Предложения стройте простые, нераспространённые. Рассказ должен содержать несколько предложений, чтобы ребёнок смог их запомнить.

Вот несколько примеров.

1.Описание куклы.

«Твоя кукла Катя очень нарядная. У неё  розовое платье. Белые туфельки с пряжками. Белый фартук . Голубые глаза. Длинные ресницы. Кудрявые волосы. Она нам улыбается. Ей с нами хорошо. Кукла  умеет сидеть и стоять. Когда мы уходим, Катя нас ждёт дома. Она  знает, что мы её не любим и не обидим. Какая красивая кукла!».

2. Описание грузовика.

 « У твоего грузовика синяя кабина. В кабине есть руль и сиденья для водителя и пассажира. Кузов красный. В нём возят грузы. У грузовика четыре колеса. Когда машина едет, они вращаются. В грузовике можно перевозить кубики. Он поможет нам перевезти игрушки. Какой хороший помощник!»

Дети быстро теряют интерес к подобным повествованиям. Не отчаивайтесь! Повторите такие описания  через несколько дней. Затем попросите ребёнка рассказать об его игрушке.

Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину.  Учите детей наблюдать и фиксировать в словах то, что они видят, слышат, осязают. Они упражняются в выборе точных слов – обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам.

 

Желаю терпения и удачи!             

  Авторская публикация

Развиваем речь и любознательность на прогулке ранней зимой.

 

Прогулка на свежем воздухе с ребенком 3-6 лет может принести огромную пользу не только здоровью, но и умственному развитию ребенка. Расширит его кругозор, научит наблюдать и сравнивать, делать выводы, если взрослые будут обращать внимание на то, что происходит в природе. Научите малыша на собственном примере радоваться солнечным лучам, чирикающему воробью, голубым облакам. Ребенок постоянно задает вопросы. Постарайтесь ответить на них таким образом, чтобы вызвать интерес и продолжить диалог. Скоро выпадет первый снег. Полюбуйтесь, как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно ложатся на землю. Если есть возможность, возьмите с собой на улицу лупу. Рассмотрите снежинки через увеличительное стекло, сосчитайте лучики, придумайте, на что они похожи. Малышам кажется интересным то, на что порой взрослые даже не обращают внимания. Обычное, по нашему мнению явление, может вызвать у них необычайный восторг. Разделите радость открытия с ребенком! Переживание вместе положительных эмоций  снимет любой стресс. Разрешите поковырять палкой снег. А как манит тонкая корочка льда! Разбейте лед и рассмотрите его. Положите небольшой кусочек себе на ладошку и покажите ребенку, как он превратится воду. Известно, что дети всё любят пробовать на вкус. Снег, лед, сосульки – не исключение. Один из вариантов убедить их не делать этого -  показать, что в снеге и льде есть грязь. Принесите с прогулки в пакете (пластиковом стакане) снег или лед. После того, как он растает, процедите в присутствие ребенка талую воду. Обсудите результат.

На каждой прогулке наблюдайте за повадками и внешним видом птиц. Кто где любит находиться: вороны – высоко, на толстых ветвях деревьев, по одиночке. Воробьи и синицы – на ветках кустов, стайкой. Голуби – на карнизах жилищ. Обратите внимание на то, что в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомьте детей с народной приметой – если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись, это к морозу.

Загадайте загадки:

Он пушистый, серебристый                             

Но рукой его не тронь:           

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.       (снег)

 

С неба – звездой,

В ладошку – водой.                 (снежинка)

 

Невидимкою зимою

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.               (мороз)

                                        Выучите с ребенком потешки:

 Как на тоненький ледок

 Выпал беленький снежок.

Ах, ты – зимушка-зима,

Белоснежная пришла!

 

Ах, нынешняя зима

Непогожая была.

Непогожая была –

Все метелица мела:

Завеяла, замела,

Все дорожки занесла.

Не забывайте, дорогие друзья, положительные эмоции – самое  сильное лекарство от болезни и хороший воспитательный прием. Будьте здоровы и счастливы!

 

Авторская публикация

УРОКИ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ С ДЕТЬМИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, но голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

 

Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).

УПРАЖНЕНИЕ "ЗАКОНЧИ СКАЗКУ"

Дайте ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит … ».

Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

 

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

СОСТАВЛЯЕМ  СКАЗКУ О КОНКРЕТНОМ ПЕРСОНАЖЕ

 

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

СКАЗКА ОБ ИГРУШКЕ

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку».

 

Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.

Екатерина Асонова
Педагог, филолог

"Мама и Малыш" №11, 2005